Отдел библиотечного маркетинга

Современная библиотека должна постоянно развиваться, изучать опыт других библиотек, внедрять новые формы и методы работы с населением и дополнительные услуги. Для этого и существует Отдел библиотечного маркетинга.

Здесь проводятся исследования; разрабатываются Программы; обобщается опыт, изучается спрос на услуги, разрабатываются калькуляции и перечни платных услуг.

Сотрудники отдела проводят большую работу по созданию положительного имиджа библиотеки, разрабатывают рекламные папки и визитные карточки библиотеки, буклеты. Ведут активную работу по привлечению в библиотеку новых читателей и пропагандируют услуги библиотеки. Большое внимание уделяется отделом маркетинга оформлению библиотечного пространства.

В 2002 году библиотека начала оказывать первые дополнительные (платные) услуги. Отделом маркетинга разработана юридическая основа оказания платных услуг. Ассортимент платных услуг значительно расширен.

Освоение новых компьютерных технологий, текстовых и графических редакторов позволило сотрудникам отдела совместно с отделом автоматизации и информационных услуг быстро и на высоком художественном уровне издавать рекламные листовки, буклеты, оформлять тематические папки, дайджесты, самим изготавливать дипломы, поздравительные грамоты.

Разработан единый стиль библиотеки в оформлении. Создана единая рекламная система «Агентство библиотечной информации», которая включает 14 щитов – планшетов, организованных в каждом зале библиотеки. Создан собственный современный логотип библиотеки.

Отдел проводит социологические исследования и опросы различных групп пользователей библиотеки, которые позволяют выявить современные информационные потребности читателей. В большей мере она направлена на изучение предпочтений молодежи, поскольку именно эта группа – основные читатели ЦГБ. Всего в библиотеке читает 55,3% обучающейся молодежи от общего числа пользователей. Они обучаются в 83 ВУЗах, 75 ССУЗах, 14 средних школах.

В течение последних 3 лет проведены 4 исследования, 4 анкетирования, 5 опросов. Среди них исследования «Место чтения в проведении досуга молодежи», «Социальный портрет молодого читателя ЦГБ», анкетирование «Лучшие книги года», «Библиотека в моей жизни», «Книги, которые вы рекомендуете прочитать», анализ читательского спроса по темам «Туризм» и «Краеведение». Проводятся научно-практические конференции, семинары.

Отдел гордится своим фондом. Мы имеем все последние книги издательства «Либерия». Серия «Библиотекарь и время.XXIвек», новейшие учебники и методические пособия ведущих специалистов библиотечного дела: Р.С.Мотульского, А.И.Земскова, Я.Л.Шрайберга, И.М.Сусловой, С.Г.Матлиной, В.Я.Дворкиной, Ю.А.Столярова, А.Н.Ванеева, О.Ф.Бойковой, Е.А.Диковской, В.Г.Дригайло, Э.Р.Сукиасяна и других. Часть книг существует в электронном варианте. Подписка профессиональной периодики достаточно полная. Журналы: «Бібліятэчны свет», «Бібліятэка прапануе», «Библиотека», «Библиография», «Мир библиографии», «Библиотечное дело», «Библиотековедение», «Научно – технические библиотеки», «Справочник руководителя учреждения культуры», справочник «Библиотека и закон». Дополнением, а скорее основным источником обучения и информации служит выход в сеть интернет, знакомство с библиотечными сайтами библиотек России и Беларуси.

Создана большая электронная база служебных документов и информации. Для библиотекарей издаются методические и практические пособия в помощь работе. Они организованы по выпускам:

Психология делового общения (4 выпуска)
Панорама инноваций (3 выпуска)
В помощь сотрудникам зала виртуального туризма (3 выпуска)
Организатору коммерческих услуг (4выпуска)
Дайджест «Технология успеха» (4 выпуска)
Библиотечные уроки
«Библиотечный каталог»
«Удивительная библиография»
«Старая книжка»
Программа для библиотек «Школа умного читателя»
Типоведение и возможности его использования в библиотеках
Методики:
проведения Дней библиографии
составления библиографического указателя.
библиографическое описание электронного ресурса
Отделом маркетинга налажены связи с городскими газетами — «Жодзінскія навіны» и «Жодинские вести».