Новые поступления

Библиотечно-библиографическая классификация [Текст] : сокращенные таблицы / Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, Библиотека Российской академии наук ; [главный редактор Э. Р. Сукиасян]. — 2-е изд., переработанное и дополненное. — Москва : Пашков дом, 2021. — 728 с. ББК 78.364.111.1

 Сокращённые таблицы ББК предназначаются в первую очередь для сети публичных библиотек, включая их филиалы, а также для всех типов библиотек, применяющих таблицы ББК при систематической расстановке фондов открытого доступа. Во второе издание Сокращённых таблиц внесены дополнения и изменения в соответствии с содержанием и структурой опубликованных выпусков Средних таблиц, включая седьмой и восьмой выпуски. На основании структурных и содержательных изменений среднего варианта переработаны разделы естественных наук, введён новый отдел «Междисциплинарное знание», внесены дополнения и изменения в раздел литературы универсального содержания. По сравнению с предыдущими изданиями в Сокращённых таблицах в более полном объёме представлены типовые таблицы общего применения: общих и территориальных типовых делений. Добавлены таблицы этнических и языковых типовых делений, применяющихся в пределах социально-гуманитарного цикла. С помощью этих таблиц при необходимости можно значительно углубить детализацию разделов филологических наук, художественной литературы, искусства, этнографии. В приложении дана таблица классификации нотных изданий, также с достаточно развёрнутой частной методикой систематизации.

Национальные библиотеки стран СНГ, 2011–2018 / Российская государственная библиотека, Библиотечная Ассамблея Евразии ; [составители: Н. П. Игумнова, С. П. Меньщикова, М. В. Нерюева]. — Москва : Пашков дом, 2020. — 171, [1] с. УДК 027.54(1-6СНГ) ББК 78.347.1 

Данное издание продолжает серию публикаций о состоянии и развитии национальных библиотек стран СНГ и содержит обновленные данные (адреса, сведения о руководителях библиотек, статусе, организационно-правовой основе, библиотечном обслуживании, инновационных проектах, модернизации, культурно-просветительской деятельности, этнокультурном взаимодействии).

Издание может быть использовано руководителями и специалистами библиотек, музеев и архивов, преподавателями и студентами вузов культуры и искусств, лицами, обучающимися по системе повышения квалификации, а также широким кругом специалистов социокультурной сферы.

Панкова, Е. В.

Электронное библиографическое пособие : практическое руководство для библиотечных работников / Е. В. Панкова, Л. С. Беркутова. — 2-е изд., исправленное и дополненное. — Москва : Инфра-М, 2022. —125, [1] с. — (Наука и практика) ББК 78.52

Создание электронного библиографического пособия — это трудоемкое, но очень увлекательное занятие. Сделав первый шаг с помощью этой книги, вы сможете освоить и иные программы и технологии. Руководство последовательно проведет вас через все этапы создания электронного библиографического пособия стандартными средствами Word. Второе издание дополнено главой о библиографических пособиях, актуализированы технологические возможности современного программного обеспечения, учтены правила нового ГОСТ на составление библиографического описания. Для работников библиотек и библиографов, студентов и преподавателей, а также всех интересующихся вопросами составления библиографических пособий, в том числе электронных.

Тихомирова, И. И.

Художественная литература и дети : книга для тех, кто делает Россию читающей / И. И. Тихомирова. — Москва : РШБА, 2021. — 183 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря). — (В помощь педагогу-библиотекарю) ББК 78.38

Данная книга — своего рода итог серии работ автора, касающихся чтения российскими детьми художественной литературы и педагогических задач по совершенствованию этого процесса, возникающих перед педагогами-библиотекарями и родителями. В связи с этим обращено особое внимание на специфику художественной литературы как сложнейшего вида искусства, отражающего действительность посредством художественных образов, выраженных словом. Эта задача обусловила искусствоведческий подход автора к анализу литературных произведений, выходящий за рамки школьной программы и урочной методики.

Книга адресована широкому кругу читателей и может быть полезна как родителям, так и библиотекарям в общении с детьми. Она также может быть полезна и начинающим детскими писателям для самообразования в области искусства слова. Особое внимание автор уделяет слагаемым самого процесса чтения детьми художественного произведения, психологии его восприятия как сотворчества с писателем, факторам, положительно влияющим на него, среди которых выделены возрастные особенности читателей-детей и жанрово-видовое своеобразие самих литературных произведений.

Впервые автор касается национальных традиций чтения детьми художественной литературы, сделав попытку сравнительного анализа российского и западного опыта в этой области, показав задушевность первого и рационализм второго.

Гендина, Н. И.

Формируем информационную культуру школьника: познавательные пятиминутки : учебно-практическое пособие / Н. И. Гендина. — Москва : РШБА, 2020. — 278 с. — (В помощь педагогу-библиотекарю). — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря) ББК 78.387.1

 Пособие раскрывает возможности одной из малых форм организации обучения, один из приемов формирования информационной компетентности и информационной культуры учащихся – так называемые познавательные пятиминутки.

«Познавательная пятиминутка» – это малая форма организации процесса обучения, средство целенаправленного формирования познавательных универсальных учебных действий.

Гецов, Г. Г.

Как эффективно работать с информацией из книг, журналов, газет и других источников: приемы традиционные и новые : практическое пособие / Г. Г. Гецов. — Издание стереотипное. — Москва : URSS : ЛЕНАНД, 2021. —  202, [1] с. ББК 78.073

 Издание легко и доступно рассказывает, как читать книгу (а также газеты, журналы и многие другие источники информации), составлять конспекты, выписки, делать закладки, расставлять книги на полке, иначе говоря — как правильно организовать работу с информацией, интеллектуальный труд. Автор, известный журналист, лауреат Всесоюзного конкурса на лучшее произведение научно-популярной литературы, предлагает читателю на выбор сотни приемов и методов, одни из которых можно считать классическими, другие — напротив, новаторскими и все без исключения — эффективными. Эта книга выдержала в общей сложности восемь изданий и пользуется неизменным интересом со стороны библиофилов, специалистов в различных областях знания и всех любителей чтения. Она адресуется самому широкому кругу читателей, может быть использована как учебное пособие для проведения уроков и семинаров по культуре умственного труда.

 Справочник библиотекаря. В 2-х кн. Кн. 1: Интерактивные и мультимедийные технологии продвижения чтения / [Н. П. Опарина, С. В. Савкина, Е. В. Роот ; под редакцией И. С. Пилко]. — [5-е издание]. — Санкт-Петербург : Профессия, 2021. — 158 с. ББК 78.07я22

Справочник библиотекаря. В 2-х кн. Кн. 2: Управление проектами в библиотечно-информационной деятельности / А. А. Грузова. — [5-е издание]. — Санкт-Петербург : Профессия, 2021. — 199 с. ББК 78.349я22

Пятое издание «Справочника библиотекаря» выпускается в нескольких книгах. Первая книга посвящена интерактивным технологиям библиотечного обслуживания и продвижения чтения: игровым, мультимедийным, эвристическим. Авторы делятся методиками и практическим опытом проведения библиотечных квестов, создания мультимедийных продуктов библиотечного назначения, насыщения социокультурной деятельности библиотеки эвристическими приемами коммуникации с детьми и подростками. Книга содержит рецептурное знание типа «know-hоw», теоретически обоснованное, апробированное на практике и проиллюстрированное конкретными примерами, описательными алгоритмами, технологическими схемами и сценарными разработками. Издание адресовано практикующим специалистам общедоступных библиотек. Особый интерес оно представляет для библиотекарей, работающих с детской и юношеской аудиторией. Возможно его использование в педагогической и учебной деятельности, связанной с освоением интерактивных и мультимедийных технологий и возможностей их применения в библиотечной практике.

 Менеджмент библиотечно-информационной деятельности : учебник / В. К. Клюев и др. ; научные редакторы: В. К. Клюев и М. Н. Колесникова. — Санкт-Петербург : Профессия, 2021. — 392 с. — (Учебник для бакалавров)

 В учебнике системно и комплексно представлены теоретические и прикладные аспекты управления библиотечно-информационной деятельностью. Концепция библиотечного менеджмента изложена с учетом методологических позиций общего менеджмента и использования его принципов и методов в практике руководства библиотекой как организацией.

 Последовательно раскрываются научные, правовые, функционально-технологические и экономические основы управления библиотекой. Отдельно рассматриваются приоритетные направления менеджмента библиотечно-информационной деятельности, маркетинговая концепция управления позиционирована как одна из наиболее эффективных для современной библиотеки. Особое внимание уделено управлению персоналом и функционированию руководителя библиотеки в системе менеджмента.

 Основной текст иллюстрирован помещенными в блок приложений актуальными материалами. Дополнительно раскрыть содержание учебника позволяет предметный указатель.

 Учебник предназначен студентам вузовского бакалавриата, обучающихся по направлению «Библиотечно-информационная деятельность», будет полезен студентам колледжей, слушателям программ переподготовки и повышения квалификации библиотечно-информационных кадров, а также специалистам-практикам.

Березина, А. В.

Дорожная карта: профориентационная работа с детьми и подростками в библиотеке / А. В. Березина, Н. Г. Малахова, С. С. Кукушкина. — Москва : Библиомир, 2021. — 135, [1] с. ББК 78.38

 “Дорожная карта” – устойчивое сочетание слов, которое понятно многим и отвечает на вопросы “кто?”, “что?” и “когда?”, показывает взаимосвязи, наглядно представляет перечень задач, цели в длительной перспективе.

Сегодня вопросы выбора профессии, профориентационной работы, знакомства с миром профессий, лидерами мнений в разных областях являются актуальными и для библиотек, и для учреждений образования.

Библиотека – как неформальное пространство, пространство коммуникации, развития личности – занимает в этих процессах особое место. А работа по профориентации входит в планы, формирует содержание библиотечных программ и проектов.

Монография посвящена специфике профориентационной работы с детьми и подростками в библиотеке.

В монографии дано теоретическое обоснование особенностей профориентациооной работы на каждом возрастном этапе, а также представлены программы тренингов, профориентационных игр и квестов, ориентированных на оказание школьникам помощи в выборе профессии. Программы дополнены анализом классической и современной учебной, научно-популярной и художественной литературы, которая может быть использована для подготовки к занятиям, а также рекомендована самим подросткам и их родителям для знакомства с миром профессий, особенностям профессионального выбора и построения карьеры.

Издание будет интересно специалистам, занимающимся практической профориентационной работой с детьми и подростками в библиотеках и в других учреждениях культуры, образования и просвещения.

Сакова, О. Я. 

Аналитико-синтетическая переработка информации. Библиографическое описание информационных ресурсов : учебное пособие для вузов / О. Я. Сакова. — 2-е изд. — Москва : Юрайт : Кемерово : Кемеровский государственный институт культуры, 2022. — 123 с. — (Высшее образование) ББК 78.36я73

Проект «Университеты России» позволит высшим учебным заведениям нашей страны использовать в образовательном процессе издания (в том числе учебники и учебные пособия) по различным дисциплинам, подготовленные преподавателями лучших университетов России и впервые опубликованные в издательствах вузов. Все представленные в этой серии работы прошли экспертную оценку учебно-методического отдела издательства и публикуются в оригинальной редакции. Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для обучающихся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», квалификация (степень) выпускника «бакалавр», и предназначено для организации самостоятельной работы студентов при изучении курса. Издание содержит методические рекомендации для преподавателей и студентов по организации и проведению лекционных, практических занятий и самостоятельной работы. Учебно-методическое пособие может быть рекомендовано для самостоятельного освоения дисциплины магистрантами без базового библиотечно-информационного образования и слушателями системы повышения квалификации и переподготовки библиотечных кадров.